Обручение — это церковный обряд, во время которого жениху и невесте надевают кольца при чтении молитв и благословении. Обручение обычно происходит после помолвки. В храме присутствуют: жених с родителями и нечетом родных, родные невесты, сват, сваха. Священник читает молитвы, молодых благословляют, и идет об-мен подарками.
Обручение — это наречение молодых женихом и невестой. Раньше обручение было как бы испытанием верности полюбивших друг друга, ибо они приносили в жертву свою свободу, хотя хранили чистоту и воздержание.
В прошлом обручение отделялось от самого венчания определенным временем. Так, указом Петра I от 1714 г. предписывалось после помолвки видеться до венчания и обручиться за шесть недель до него.
В наше время обряды обручения и венчания в церкви происходят в один день. Ниже мы приводим описание «Последования обручения», взятое из книги «Русский Православный обряд венчания».
«Жених и невеста по окончании литургии стоят в притворе храма лицом к алтарю: жених — справа, невеста — слева. Священник в полном обла-
чении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках Крест и Евангелие. Перед священником выносят свечу. Крест и Евангелие он кладет на аналой, стоящий посреди храма.
Кольца, которыми будут обручаться врачующиеся, во время литургии находятся по правой стороне Святого Престола вблизи друг друга: слева — золотое, справа — серебряное. Диакон, следуя за священником, выносит их на специальном подносе. Священник, приблизившись к но-воневестным с двумя заложенными свечами, трижды благословляет их иерейским благословением и вручает им свечи.
Свет — это знак радости, огонь дает тепло, потому возженные свечи означают радость встречи двух любящих людей. Одновременно это символ их чистоты и целомудрия. Они напоминают нам также о том, что жизнь человека не замкнута, она совершается в обществе людей, и все, что случается с человеком, светом или тьмою, теплом или холодом, отзывается в душах окружающих его людей. Если рознь и себялюбие побеждены, если эти двое источают свет любви, то, выйдя из храма, они уже будут не двое, но одно существо. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин.: 3,20—21).
Свечи не даются, если оба новобрачных вступают в брак во второй (третий) раз, напоминая о ( евангельской притче, где говорится о том, что девсвенницы выходили навстречу жениху с возженными светильниками (Мф.: 25, 1). Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всего последования таинства Брака, поэтому они должны быть достаточно большого размера.
Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение.
Обряд начинается каждением перед венчающимися фимиамом и молитвою. После этого начинаются молитвословия Церкви о брачащихся.
Вслед за обычным началом: « Благословен Бог наш...» — произносится Великая ектения, которая содержит прошения о спасении брачащихся; о даровании им детей для продолжения рода; о ниспослании им любви совершенной, мирной, и помощи; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их в непорочную жизнь: «Яко да Господь Бог наш дарует им Брак честен и ложе нескверное, Господу помолимся...»
Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных и положившему союзы любви, и испрашивается благословение на новоневестных. Вспоминается благословенный брак Исаака и Ревекки, как образец девственности и непорочности и исполнения обетования Божия в их потомстве. Невеста уподобляется от века предобрученной Деве чистой Церкви Христовой.