В доисторические времена человек, еще не зная, как смастерить себе одежду, уже знал, что ему обязательно нужны украшения. Первый человек на земле чувствовал, что украшение выделяет его среди остальных, действуя как знак отличия. В африканских племенах, сохранивших до сих пор первобытнообщинный уклад, украшения из кости, металла, камней могут, подобно звездочкам на погонах, рассказать о принадлежности к определенному племени, о положении, занимаемом в этом племени, о заслугах и достоинствах. А девушка, нося серьги, браслеты, бусы, может продемонстрировать, готова ли она к созданию семьи.
Кольцо своим рождением обязано, скорее всего, древнеегипетской цивилизации - времени, когда декоративно-прикладное искусство превратилось в настоящее искусство. Кольца сразу же стали знаком привилегированного положения. Их носили те, кому была дана власть, - фараоны. Для древних греков кольцо было знаком высокого сословного положения. Такое же значение кольцо имело и на заре Древнеримской империи. Позже у римлян популярность разного рода украшений возросла настолько, что кольца стали светским украшением. Император Август разрешил носить кольца медикам, а Септимий Север в 197 году н. э. - солдатам. В I веке н. э. по гражданским законам Римской империи для вступления в брак достаточно было устного или письменного соглашения двух сторон - жениха и родителей невесты. Договоренность закреплялась в тот момент, когда жених вручал родителям невесты железное колечко. С этого момента девушка покидала ряды кандидаток в невесты и де-юре получала статус жены.
Для юриста в Древнем Риме договор о заключении брака, так называемый футуратум, с вручением кольца имел первостепенное значение. Само свадебное торжество существовало только для того, чтобы поставить в известность общественность о том, что двое теперь будут одним целым. Интересен древнееврейский обычай: жених вручал невесте кольцо вместо монетки, как делали ранее, в знак того, что берет на себя мужские обязательства заботиться о финансовом благополучии будущей жены.
Кольцо - символ
Постепенно, из века в век, качество материала, из которого делалось кольцо в подарок невесте, становилось все выше. Во II веке дарили уже бронзовые кольца, в III веке - золотые. Римлянки надевали кольцо на безымянный палец левой руки, полагая, что прямо от этого пальца идет вена к сердцу. Как известно, античная эпоха - время язычества, но постепенно в Древнеримской империи и Византии появляется все больше приверженцев христианской религии. Христиане заимствовали античную символику. Позаимствовали у римлян и кольцо для невесты. В IV веке христиане уже использовали его как обязательный атрибут брачующихся. К тому же круг как символ бесконечности и вечности имеет большое значение в христианском учении. Материализованное воплощение символа вечности круга - кольцо - приобрело в христианских ритуалах важную смысловую нагрузку.
Христианский обет верности
В IX веке Папа Римский утвердил использование христианами колец как символа любви и единения душ. Самое важное для христианина происходит под сводами храма - земного воплощения небесного царства. Только освященный в церкви союз, а значит, закрепленный на небесах, считается действительным и разрывать его нельзя. В XVI веке в Европе Тридентским собором был введен декрет, узаконивший обмен кольцами во время обряда венчания. Чин венчания в церковных декретах предполагал, что, после того как церковный служитель освятит кольца, молодые должны обменяться ими три раза - "во имя Отца и Сына и Святого духа" и в знак твердой решимости навсегда связать свои жизни в горести и в радости. Невесте полагалось золотое колечко, жениху - серебряное, из металла благородного и твердого, как и сам жених. Но древняя традиция футуратума также существовала, поэтому в европейских странах женихам не осталось ничего другого, как покупать избраннице два кольца - одно на помолвку, а другое для венчания в церкви. В подтверждение обещания жениться и быть примерным мужем в день помолвки жених преподносил невесте красивое колечко с драгоценным камнем, а для венчания молодые выбирали кольца поскромнее - церковь излишества принципиально не одобряла.