В народной традиции известно несколько способов заключения БРАКА. Один из них — умыкание невесты, о котором упоминает, в частности, «Повесть временных лет» (начало 12 в.). Более известно мнимое похищение по взаимной договоренности парня с девушкой или самовольный уход девушки к жениху (так наз. «тихоматный» БРАК, «выкрадом», «уводом», «самоходкой»).
Следы купли невесты сохраняются в обряде выкупа невесты у ее брата, в символической продаже ее косы, в приговоре свата «У вас товар, у нас купец» и тому подобное. Наиболее обычен БРАК путем договора сторон, что находит выражение в церемониях предсвадебного сговора, скрепления брачного договора (рукобитье при свидетелях, дача залога, оглашение помолвки, письменная роспись приданого), в публичном засвидетельствовании БРАКА широким кругом участников свадьбы и односельчан, в выставлении молодых пар на всеобщее обозрение на масленицу.
Различны и формы БРАКА. Средневековые источники сообщают о многоженстве, издревле известном у славян, реже о многомужестве. В некоторых местах практиковался пробный БРАК: невеста переселялась к жениху, а свадьба откладывалась до рождения ребенка; если же супружество оказывалось неудачным, свадьба не устраивалась вовсе, и невеста возвращалась к родителям, получая вознаграждение. Молодые люди, не вступавшие в БРАК, подвергались осмеянию, что, однако, не распространялось на тех, кто давал обет безбрачия намеренно.
Ограничения и запреты к вступлению в БРАКА касались возраста, родства, вероисповедания и т.д. Возрастные ограничения выражались в соблюдении очередности вступления в БРАК детей (особенно дочерей) согласно старшинству. Помимо обычного БРАКА с переходом жены к мужу, встречался БРАК, при котором зятя брали в дом жены. Такого жениха невеста иногда сама шла сватать, он участвовал в девичнике, готовил приданое, назывался «примаком», «подживотником», «привальнем», в шутку даже «молодухой»; говорили, что он «выходит замуж», а невеста «женится» на нем. Повторный БРАК чаще всего заключали между собой вдовы и вдовцы, поскольку считалось, что овдовевшие соединятся на «том свете» со своим первым супругом. В первый же БРАК с ними вступали неохотно из опасения остаться на «том свете» без пары.
Супружеская неверность осуждалась и наказывалась. Пару, уличенную во внебрачной связи, переодевали — мужчину в женскую одежду и наоборот — и с позором водили по улицам. При разводе супруги или свидетели разрывали над проточной водой или на перекрестке дорог полотенце, пояс или что-либо из одежды.
Наиболее обобщенный символ БРАКА — круг. Таково заключение БРАКА путем обхода молодых вокруг дерева, озера, дома, церкви, аналоя, стола, дежи и т. п., оборачивания кругом на одном месте; из предметных символов — кольцо, венок, круглый каравай и кольцеобразный калач; Многие свадебные термины: «окручаться» (выходить замуж, жениться), «крученка» (любовная связь), «крутить», «повивать» (менять невесте прическу и девичий головной убор на женский), «окрута», «повойник», «завивало» (головной убор замужней женщины), «верч» (вид свадебного хлеба). Символом заключения БРАКА является перемена невестой прически (расплетение — заплетение косы) и головного убора, после которой девушка считается женой, а также связанное с этим порывание и раскрывание головы невесты на свадьбе. Символика БРАКА как перехода из одного состояния в другое выражается в различных действиях, связанных с преодолением препятствия, границы, водного пространства: перепрыгивание девушек на Пасху через сани, чтобы выйти замуж; перескакивание во сне через стену как предвестье замужества; переезд молодых через огонь по пути к церкви и т.д. БРАК символизируют также различные способы сведения жениха с невестой, сажание их рядом на «посад», опоясывание, соединение голов, волос, связывание рук, рукобитье, связывание кочерги с помелом для удачного сватовства, эапрягание молодых, подкладывание им под брачную постель хомута и вожжей и т.д. Идея брачного соединения и скрепления передается также в свадебных песнях, в которых просят сковать венец, свадьбу; в выражениях «свадьбу ковать» (играть свадьбу), в поговорке: «Не куй меня, мати, к каменной палате, прикуй меня. мати, к девичьей кровати!»