При возложении венцов на жениха священник произносит молитву в честь Святой Троицы, благословляя обоих, трижды же возглашает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» (их). Так Святая Церковь тайнодейственно низводит на брачущихся благодать Всесвятаго Духа, освящающую им супружество, естественное рождение и воспитание детей. С этой минуты жених есть уже муж своей невесты, невеста — жена своего жениха; с этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, б).
После этого читается Евангелия и преподается новое наставление супругам: приносится чаша с красным вином, священник благословляет ее и дает бракосочетавшимся троекратно выпить из нее в знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее, одни желания и намерения, и что они должны все делить между собой пополам — и счастие и несчастия, и радости и скорби, и труды и покой, и подвиги и венцы за подвиги. Также вино является еще и символом радости. В этот момент мы вспоминаем, что первое свое чудо Господь Иисус Христос совершил на свадьбе в Канне Галлилейской, преложив (превратив) воду в вино по просьбе Своей Матери, Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Разрешение венцов
После вкушения из чаши священник, соединив руки супругов, покрывает их концом епитрахили в знак того, что они соединились во Христе, и что муж через руки священника получает жену от самой Святой Церкви. Затем священник троекратно обводит новобрачных кругом аналоя (высокой четырехугольной подставки), выражая этим радость молодых супругов и их духовное ликование. Кроме того, так как повторяемый круг всегда служит знаком вечности, так и это троекратное кругообразное обхождение являют знамение того, что муж и жена будут хранить свой супружеский союз вечно, пока будут живы, и выражают обет ни по каким причинам не расторгать брака. Сама Святая Троица призывается в свидетели того, что таковой обет был дан, поэтому он ни в коем случае не может быть расторгнут. С короткой молитвой о прошении Господа благословить разрешение венцов и сохранить брак нерасторжимым, священник снимает венцы.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених – к иконе Божией Матери, а невеста – к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – образ Пресвятой Богородицы.Наконец, муж и жена дают друг другу целование, как торжественный пред всею Церковию знак взаимной любви, и чин венчания оканчивается.
Сценарий венчания может несколько варьироваться, но суть его всегда остается одна – это благословение их брака, призывание на них милости Божией и благодати, освещение их супружеского союза и будущего потомства.Благодарственный молебен
Обычно в современной церковной практике к обручению и венчанию прибавляется краткий молебен о нововенчанных, причем в данном случае он происходит в самой непосредственной близости от алтаря - на амвоне, в центре солеи (возвышения перед иконостасом, отделяющим храм от алтаря). В конце молебна нововенчанным возглашается многолетие. После этого священник благословляет обвенчавшихся иконами: жениха – иконой Спасителя (реже иконой какого-то святого), невесту – иконой Богородицы. Иконы символизируют церковное и родительское благословение нововенчанных на совместную жизнь. Изначально эти иконы не приносили в церковь, родители благословляли ими молодых уже на пороге дома. Оканчивая молебен, священник совершает отпуст, называя имена святых, покровительствующих молодым. Нередко после венчания начинают звонить церковные колокола – в знак всеобщей радости и торжества.
После этого читается Евангелия и преподается новое наставление супругам: приносится чаша с красным вином, священник благословляет ее и дает бракосочетавшимся троекратно выпить из нее в знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у них должно быть общее, одни желания и намерения, и что они должны все делить между собой пополам — и счастие и несчастия, и радости и скорби, и труды и покой, и подвиги и венцы за подвиги. Также вино является еще и символом радости. В этот момент мы вспоминаем, что первое свое чудо Господь Иисус Христос совершил на свадьбе в Канне Галлилейской, преложив (превратив) воду в вино по просьбе Своей Матери, Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
Разрешение венцов
После вкушения из чаши священник, соединив руки супругов, покрывает их концом епитрахили в знак того, что они соединились во Христе, и что муж через руки священника получает жену от самой Святой Церкви. Затем священник троекратно обводит новобрачных кругом аналоя (высокой четырехугольной подставки), выражая этим радость молодых супругов и их духовное ликование. Кроме того, так как повторяемый круг всегда служит знаком вечности, так и это троекратное кругообразное обхождение являют знамение того, что муж и жена будут хранить свой супружеский союз вечно, пока будут живы, и выражают обет ни по каким причинам не расторгать брака. Сама Святая Троица призывается в свидетели того, что таковой обет был дан, поэтому он ни в коем случае не может быть расторгнут. С короткой молитвой о прошении Господа благословить разрешение венцов и сохранить брак нерасторжимым, священник снимает венцы.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста – образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених – к иконе Божией Матери, а невеста – к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху – образ Спасителя, невесте – образ Пресвятой Богородицы.Наконец, муж и жена дают друг другу целование, как торжественный пред всею Церковию знак взаимной любви, и чин венчания оканчивается.
Сценарий венчания может несколько варьироваться, но суть его всегда остается одна – это благословение их брака, призывание на них милости Божией и благодати, освещение их супружеского союза и будущего потомства.Благодарственный молебен
Обычно в современной церковной практике к обручению и венчанию прибавляется краткий молебен о нововенчанных, причем в данном случае он происходит в самой непосредственной близости от алтаря - на амвоне, в центре солеи (возвышения перед иконостасом, отделяющим храм от алтаря). В конце молебна нововенчанным возглашается многолетие. После этого священник благословляет обвенчавшихся иконами: жениха – иконой Спасителя (реже иконой какого-то святого), невесту – иконой Богородицы. Иконы символизируют церковное и родительское благословение нововенчанных на совместную жизнь. Изначально эти иконы не приносили в церковь, родители благословляли ими молодых уже на пороге дома. Оканчивая молебен, священник совершает отпуст, называя имена святых, покровительствующих молодым. Нередко после венчания начинают звонить церковные колокола – в знак всеобщей радости и торжества.