«Хороший тон требует, чтобы людей, с которыми мы находимся в дружеских отношениях, мы приглашали бы к себе в дом, когда празднуем известный день, известное событие, — так сообщается в «Хорошем тоне». — Многие люди в подобных случаях боятся быть чересчур вежливыми и, посылая приглашения, всегда находятся в большом затруднении, считая возможный отказ если не обидой, то уж точно невежливостью. Но взгляд этот неверен, и относительно приглашения никогда нельзя положительно себя упрекнуть в излишней вежливости:
во-первых, при самом большом желании, невозможно знать — явится ли приглашенный или нет, и именно в предположениях легче всего ошибиться: люди, на приход которых мы рассчитываем, часто не являются; другие же, со стороны которых мы боялись встретить отказ и потому их не пригласили, может быть, и явились бы с удовольствием и, украшая своим присутствием наш праздник, нам же оказали бы большую честь. Даже если причина отказа и не была высказана, на него никогда не должно смотреть как на равнодушие или даже невежливое отношение к нам; часто путешествие или дела, не терпящие отлагательства, или раньше еще принятое приглашение мешают явиться.
Кроме того, упущение приглашения может нам самим доставить неприятности. Возьмем для примера лицо, с которым мы в очень хороших отношениях, почему оно имеет право рассчитывать на внимание и нашу предупредительность. Мы, из боязни отказа, не посылаем ему приглашения; оно совершенно вправе смотреть на это как на пренебрежение к нему и даже видеть в этом желание состоять с ним в знакомстве не больше, как того требуют светские приличия.
Из вышеприведенных причин следует, что, не предаваясь различным сомнениям, надо совершенно предоставлять приглашаемой особе принять приглашение или отказаться от него. Мы не имеем права обижаться на отказ и, рассылая приглаше-ния, должны стараться поступать по всем правилам вежливости: зная, например, вперед, что известная особа ответит на наше приглашение отказом, мы несмотря на то, обязаны послать ей таковое: тогда никто не посмеет сделать нам упрека в недостатке вежливости.
Только относительно обеда может быть сделано исключение. Каждый знает, что в последнем случае собирается известное число особ, для которых нужно известное число приборов за столом, и хорошие, близкие знакомые и друзья, вероятно, всегда извинят, если, за недостатком места или по другим причинам, они не будут приглашены к большому званому обеду. Но на балы, вечера следует приглашать всех, с кем мы находимся в более или менее дружеских отношениях. Каждый наш знакомый имеет право, в таком случае, рассчитывать быть нашим гостем. Особа, отказывающаяся от приглашения, не обязана сообщать о причинах, побудивших ее к тому, но вежливость требует, чтобы она поблагодарила за внимание, сделав визит или отдав свою карточку раньше получения следующего приглашения.
Только в случае ряда последовательных отказов от приглашений или непоявления, видя явное нежелание бывать у нас, мы имеем право перестать звать к себе; многие люди не любят бывать в большом обществе, и если они с нами в хороших отношениях, то, вероятно, сами не преминут просить нас избавить их от приглашений, которые по той или другой причине они принять не могут. Прекращать же приглашения после первого отказа не следует.
Форма и время передачи приглашения бывают различны, смотря по тому, какое предполагается торжество, большее или меньшее. Так, приглашения на большие балы следует посылать за две недели; на вечера с танцами — за 6 дней или неделю; на обеды и завтраки — за 4— 6 дней; на маленькие вечерние собрания, чай и др. — достаточно за 2—4 дня. <...>