Имена святых, а тем более имя Бога и Матери Божией нужно произносить с особенной любовью и почитанием.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «С крайним благоговением произноси имя Божие, помня, что Богом всё приведено из небытия в бытие, и всё существующее содержится в благобытии единственно по Его благости, всемогущею силою и премудростью Его. С крайним благоговением произноси и имя Иисуса Христа Сына Божия, через Которое всё начало бытъ и Которым все управляется...
С благоговением произноси и имя Пречистой Матери Господа Иисуса Христа, Приснодевы Марии, породившей нам Его во спасение наше...
С благоговением произноси имена апостолов Христовых, самовидцев и слуг Его, пронесших по всему миру Божественное учение Его, а также имена мучеников, преподобных, бессребреников и всех святых».
Всякое слово, произнесённое, услышанное или припомненное, входит в наше сердце и производит в нём соответствующее действие. Оттого сказано: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда.
Святое же имя, как и святое слово, соединяет человека с Богом, сближает с Ним.
Отсюда мы можем понять и значение и силу молитвословий, преисполненных святых имён и понятий. Понятны и слова Господа именем Моим будут изгонять бесов, и слова пророка Иоиля, повторенные и апостолом Петром: Всякий, кто призовет имя Господне — спасется. Вот откуда сила Иисусовой молитвы, при которой непрестанное произнесение святого имени Господа Иисуса очищает и одухотворяет душу христианина, попаляя в ней страсти. При этом, естественно, чем глубже образ Христа напечатлевается в сердце христианина, творящего молитву, тем сильнее единение духа христианина с духом Господа, тем сильнее освящающая сила молитвы.
Подобно действию имени Бога, Господа Иисуса Христа, Святого Духа и Святой Троицы, будет действие имен и тех, в кого вселился Святой Дух, в душе которых изобразился Христос.
Велико действие имени!
Имя какого-либо достойного человека, выдающегося патриота, учёного, много сделавшего для людей, врача (такого, скажем, как Пирогов или Павлов), героя войны за честь и свободу Родины вызывает в нас много возвышенных и признательных чувств. Тем паче, конечно, имя святого.
А произнося или приводя себе на память имя дорогого или родного человека, мы сразу вспоминаем его образ, он предстаёт перед нами, водворяется в сердце со всеми своими неповторимыми чертами, с его любовью к нам, с его заботой, со всей его драгоценной для нас индивидуальностью. Так мы незримо соединяемся с ним, через нежность, уважение, сострадание, сочувствие, единомыслие.
Итак, имя показывает нам, что это не пустой звук. Оно обладает воздействием на строй нашей души — ввиду его наполнения: реальной жизнью человека, жизнью его предков, житиями святых. И как бы заключает в себе человека, срастается с ним. Уже сказано, что оно и само должно святиться благочестивой жизнью. И тогда и оно — свято.
Поэтому Церковь не благословляет наделять человеческими именами домашних животных. Небрежность и бездумность в отношении имени привели к тому, что не одних только кошек, собак, птиц или хомяков стали называть как людей, но и смертоносные ураганы, которые порой уносят десятки жизней, — такие, например, как «Катрин». А ведь была святая Екатерина, великая христианка, которая отнюдь никого не губила, но, напротив, сама принесла себя в жертву ради Христа (а, значит, и ради людей).