В день свадьбы невеста должна быть одета в белом, в крайнем случае, платье может быть и светлых тонов, но никак не тёмных. Богатые семьи выписывали подвенечное платье из Парижа— города-законодателя мод... Фата— длинная и широкая. Головной убор — венок из цветов померанца и миртовых веток. Обувал невесту «свадебный отрок» — младший брат или другой родственник. Этот торжественнейший день для нее проходит в приготовлениях к венчальному обряду, но сама она почти не принимает в этом участия, чтобы не утомиться и в момент венчания явиться в церковь со свежими силами. Во время одевания и убирания невесты к венцу она ни во что не вмешивается, ни о чем не заботиться и ограничивается одной лишь чисто пассивной ролью. Одевают и убирают ее подруги и родственницы при помощи прислуги. Все окружающие заботятся о ней, услуживают ей и оказывают ей полное внимание и предупредительность. Она со своей стороны отвечает на все это со скромной любезностью и достоинством.
Платье невесты, напомним, должно быть белое, у людей достаточных — из тяжелых модных шелковых материй, у менее достаточных — из кашемира, альпага или кисеи. Вуаль из тюля, и чем она длиннее и шире, тем красивее. Венок у девиц из померанцевых цветов и мирты, у вновь выходящих замуж вдов, которым не полагается вуаль, венок не должен быть из померанцевых цветов и мирты, но из белых лилий или ландышей.
Заготовление колец, свечей и розовой шёлковой блестящей ткани или атласа для подножки входит в обязанность жениха.
Когда жених уже в церкви, шафер его отправляется уведомить об этом невесту и вручает ей от жениха букет..
Если у родителей невесты нет своей кареты и лошадей, то на обязанности жениха лежит нанять для невесты карету, причем -принято, чтобы лошади были белые. Вместе с невестой в ее карету садятся ее родители, сестры или, если их у нее нет, подруги ее. Тут же в карете невесты должен находиться и мальчик, которому поручают держать образ.
Прибыв в церковь, жених ждет приезда невесты. Невеста входит в церковь в сопровождении своего родного или, если его нет, посаженного отца. Жених, сделав несколько шагов к ней навстречу, берет ее за руку и ведет вперед.
Когда все уже собрались в церковь и все готово к началу обряда венчания, невеста становится по левую руку жениха впереди и, сняв перчатку с правой руки, что должен сделать также и жених, стоит там, пока священник не поставит ее и жениха на место. Родственники и знакомые со стороны жениха становятся в церкви по правую сторону, а со стороны невесты — по левую.
После венчания и молебна молодые идут поклониться иконам Спасителя и Божьей Матери у Царских Врат. Затем молодой подает руку жене, и они принимают поздравления. Из церкви они вместе отправляются домой, где их встречают с образом и хлебом-солью родные или, если их нет, то посаженные отец и мать. Сейчас же подается шампанское и все присутствующие пьют за здоровье молодых и поздравляют их. Затем подают чай, конфеты и фрукты. Когда гости разъезжаются, невеста дает шаферам и подругам бонбоньерки и веточки из своего венка.
На второй день свадьбы горожане звали только близких родственников, и на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки.
Каждый россиянин того времени, о котором говорят авторы «Сборника советов», от самого могущественного князя до последнего подданного стремился в той или иной мере соблюсти свадебные традиции. Многообразие и традиций, и суеверий, и примет делали купеческую свадьбу непохожей, скажем, на дворянскую или крестьянскую. Все свадебные ритуалы были направлены на одно: обеспечить молодым долголетие и