«ИГРАТЬ СВАДЬБУ» — само это выражение напоминает древние игры, в ходе которых разбирались невесты. По словам летописца Нестора, у русских славян (радомичей, вятичей, северян) были «игры меже селы», то есть между полей. Именно во время игр, песен и плясок мужчины выбирали себе невест.
«ВЫКУП НЕВЕСТЫ» — еще Геродот упоминает о древнем обычае, когда девушек, достигших совершеннолетия, в сопровождении родителей приводили в определенное место, куда стекались молодые люди и вообще мужчины и покупали девиц. Этот древний обычай в современном исполнении переродился в выкуп невесты, когда жених шутя как бы выкупает свою будущую жену.
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО — обручальное (венчальное). Им обычно и почти повсеместно обмениваются жених с невестой. Форма колец говорит о сочетании на вечность. «У кольца нет конца». Обручальное кольцо можно встретить даже в римских брачных обрядах. У римлян кольцо надевалось на четвертый (безымянный) палец левой руки, что имело основание в анатомии человеческого тела: один из тончайших нервов этого пальца непосредственно соприкасается с сердцем — по крайней мере на уровне тогдашних представлений. В наше время многие носят на пальце золотое кольцо как символ супружеской верности и брачных уз. О кольцах принято позаботиться жениху. Иногда на внутренней стороне кольца заказывается надпись — имя или инициалы и дата регистрации брака. На кольце невесты — имя жениха, на кольце жениха — имя невесты. Многие носят обручальные кольца в знак помолвки на безымянном пальце левой руки. Кольцо переодевают с левой руки на правую после регистрации брака.
Если жених приобрел кольца ко дню регистрации брака, их надевает на руку тот, кто регистрирует брак или же сам жених в день бракосочетания. Кольцо надевают сначала невесте, затем жениху.
Вдовые носят свое кольцо и кольцо покойного супруга (супруги) на левой руке, разведенные — тоже на левой руке, но только свое.
Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце.
СВАДЕБНЫЕ СВЕЧИ. Свет — это знак радости, это огонь, который дает тепло, — потому зажженные свечи означают радость встречи двух любящих людей. Одновременно это символ их чистоты, целомудрия. Они напоминают нам также о том, что жизнь человека не замкнута, она проходит среди других людей и все, что случается с человеком, с его «светом» или «тьмой», «теплом» или «холодом», отзывается в душах его близких.
ЧАША С ВИНОМ - символ общей судьбы с общими радостями, скорбью и утешением. В прошлом это была евхаристическая чаша, чаша причастия, которая укрепляла исполнение брака во Христе. Христос должен был быть самой сущностью совместной жизни. Он — вино и хлеб новой жизни детей Божиих. Вкушение от общей чаши как бы обещает, что, старея в этом мире, все мы молодеем для жизни, которой неведом вечер.
БРАЧНЫЕ ВЕНЦЫ знаменуют победу над страстями и напоминают о царском достоинстве первой человеческой четы — Адама и Евы. Семья — это маленькое царство.
КРУГОВЫЕ ХОЖДЕНИЯ ВОКРУГ АНАЛОЯ -означают вечное шествие, которое началось для молодой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и таинством брака.
ХЛЕБ И СОЛЬ. Русский каравай заимствован у римлян. Известно, что римские новобрачные при торжественном бракосочетании должны были есть пирог, приготовленный из теста, замешанного на подсоленной воде с добавлением меда. В России выпекался каравай в доме невесты и в доме жениха. Каравай богато украшали, и каждый элемент его декора и орнамента имел известное значение. К примеру, белые нежные цветки лилии, бутоны роз символизировали нежность, красоту, обаяние невесты. А человеческие фигурки, обручальные кольца, лебеди, голубки на каравае жениха — верность, надежность избранника, прочность молодой семьи. Цветы, бутоны, листья — символы райского сада. Хлеб у славян с древнейших времен играл важную культовую роль. Вкушение хлеба и соли молодыми после приезда с венчания являлось символическим актом оплодотворения плодами земли молодой супруги. В то же время светлый и круглый хлеб считался символом солнца и плодородия. В наше время красивый обычай встречи «хлебом-солью» вновь возрождается.