Брачный обряд имеет свою давнюю историю. Еще в древности брак считался особым установлением. Из библейской истории женитьбы Исаака на Ревекке известно, что жених предлагал своей невесте подарки, что Елизар совещался с отцом Ревекки относительно ее замужества, а затем был устроен брачный пир. В позднейшее время в Израиле жених, придерживаясь патриархального обычая, должен был прежде всего в присутствии посторонних лиц предложить невесте подарок, обыкновенно состоящий из серебряных монет. Затем приступали к заключению брачного договора, которым определялись взаимные обязательства будущих мужа и жены. По окончании этих предварительных актов следовало торжественное благословение молодых. Для этого ставилась особая палатка под открытым небом: сюда приходил жених в сопровождении нескольких мужчин. Невеста же являлась в сопровождении женщин. Здесь их встречали приветствием: «Да будет благословен каждый приходящий сюда!» Потом невесту обводили три раза вокруг жениха и ставили по правую сторону от него. Женщины покрывали невесту свадебным покрывалом. Затем все присутствующие обращали взоры к востоку; жених брал невесту за руку, и они принимали ритуальные бла-гопожелания от гостей. Подходил раввин, брал в руки чашу с вином и произносил при этом формулу брачного благословения. Жених и невеста пили из этой чаши, после чего жених сам надевал золотое кольцо на указательный палец невесты. Далее прочитывался брачный договор в присутствии свидетелей и раввина, который, держа в руках другую чашу с вином, произносил семь благословений. Новобрачные снова пили вино из этой чаши. Жених потом разбивал первую чашу, которую до этого держал в руке, о стену, если невеста была девицей, или о землю, если она была вдовой. Этот обряд должен был напомнить о разрушении Иерусалима. Наконец, палатка, в которой происходила брачная церемония, убиралась и начинался брачный пир.
Древнеславянскому христианскому брачному обряду предшествовало обручение при свидетелях, во время которого скреплялся брачный контракт. Обручение сопровождалось обрядом соединения рук жениха и невесты, кроме того, жених дарил невесте кольцо, чаще всего золотое. Святой Климент Александрийский говорил: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам». Выражение «положить печать» означает, что в те времена кольцо или перстень, а точнее вправленный в него камень с вырезанной эмблемой, служил одновременно и печатью данной семьи, которой скреплялись деловые бумаги. На христианском Востоке уже в VI веке входят в употребление брачные венцы, возлагаемые на молодых. Сначала это были венки из цветов, позже их стали изготовлять из металла, придавая им форму царской короны. В древности новобрачные семь дней после венчания носили венцы и на восьмой с молитвами священника их слагали. На Руси когда-то венцы были деревянными, а затем — металлическими. Человек венец природы, и потому венцы считались олицетворением царского достоинства, символом того, что владыка должен не только господствовать, но и охранять, защищать.
Современный православный христианский брак — одно из семи таинств церкви, равный по значению крещению и причастию.
Начинается обряд венчания с того момента, когда в церковь приезжает жених со своими друзьями — шаферами.
Затем прибывает невеста. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские врата, держа в руках крест и Евангелие. Кольца же для обручения кладут на престол, что означает их освящение, благословение от Бога на начало нового рода, а также вечную любовь жениха и невесты.