СВАДЬБА — одно из самых ярких, эмоциональных проявлений народной культуры, красочное театрализованное действо, исполненное глубокой символики. Свадьбу как цикл обрядов, следующих один за другим, можно обнаружить даже во времена античности. У восточнославянских народов обряды эти имели свои особенности. Наиболее общие из них следующие:
Предсвадебным считался период от сватовства до дня венчания.
День бракосочетания — от утра дня венчания до первой брачной ночи.
Послесвадебные обряды могли выполняться в течение всего первого года жизни молодых.
Предсвадебный обряд — это первая разведка о согласии невесты на брак. Узнавали об этом, как правило, женщины-свахи.
СВАТОВСТВО — это когда выбранные сваты делают официальное предложение. Действия свахи, точнее свата, описаны еще в Ветхом завете. Профессиональные устроительницы бракосочетаний были известны уже древним грекам и ацтекам. Во времена молодости наших прабабушек и прадедушек проблема знакомства на предмет женитьбы почти всегда решалась только с помощью свах. Традиция найма профессионального свата —свахи окончательно утвердилась в XIX веке. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля прямо указывает: «Самому за себя сватать стыдно... это дело свахи». Свахи хорошо знали всех своих потенциальных клиентов. Речь прежде всего шла об их возрасте, о материальных условиях брачной сделки, которые выдвигались родителями каждой стороны, и о подробном составе (росписи) приданого за невестой. Невеста и жених на сватовстве по обычаю не присутствовали, будучи знакомыми по зимним посиделкам и летним молодежным гуляньям. Зато необходимым было присутствие родных, крестных отца и матери невесты, бабушек и дедушек. О дне сватовства обычно договаривались заранее, хотя в соответствии с народным этикетом делали вид, что приход сватов — неожиданность. С этого мгновения, собственно, и начиналась свадебная игра. Сваты, как правило, бывали солидны, важны, но речисты — за словом в карман не лезли.
Вариантов импровизированных их «приговоров» множество. Вот например:
Здравствуйте, здравствуйте,
Судари да сударыни, бояры со боярыни!
Идут к вам купцы за товарами.
Нам нужны не рожь и не пшеница,
Не жемчуга скатные и не шелка раскатные,
Не заяц, не соболь и не куница,
А ваша дочь — красна девица...
У вас дочь — хорошее пшеничное тесто,
У нас Князев сын — ржаное тесто.
А нельзя ли нам их слепить вместе?
Ответ хозяев:
Здравствуйте, здравствуйте, Проходите-заходите, хвастайте.
Сваты:
Благодарствуем! Мы — гости ходячи, а не сидячи, У нас купец-жених, у вас товар-невеста в чести, А нельзя ли нам их в одно место свести Да новый род-семью завести?
Отец невесты:
Здравствуйте, желанные гости!
Что стоите у порога на помосте?
Проходите в светелку за столы,
Обо всем по ряду да по чести и поговорим.
За столом мать невесты подает чай, пироги, варенье и т.д. Трапеза - это уже как бы символическое начало единения двух родов. Но главное здесь — серьезный разговор старших, умудренных жизнью людей о семье молодых, об их хозяйских возможностях. Например, что из необходимого в быту новой семье может дать родня невесты, а что — жениха. Принимается здесь решение и о месте будущего жительства молодых, о строительстве дома. На сватовстве обсуждались (но не осуждались) не только согласие молодых на брак, но и особенности характеров жениха и невесты. Если сватовство проходило удачно, невестина родня давала жениху «заклад» (какую-нибудь ценную вещь), которая при нарушении ими брачного соглашения не возвращалась.