Рождество ждали весь год и, естественно, готовились к нему заранее. Шесть недель до Рождества постились. А на Рождество все ели свинину и традиционную кутью, блины, сочни и рождественские пряники.
День перед Рождеством считался Рождественским сочельником, или сочевником, так как в это время постятся. Едят только сочиво, т. е. постную кашу (иногда так называют всю сырую пищу и овощи). В этот день (до первой вечерней звезды, но чаще — до окончания праздничной трапезы) недозволительны шумные игры, сборища и гадания, кроме того, предусмотрен строгий пост. Со звездой садятся за стол, на котором главное блюдо — сочиво (постная пшеничная кутья). Зато ночь под Рождество — время всевозможных гаданий.
Прежде в деревнях и даже городах посреди улиц, а раньше — вообще возле каждого дома жгли костры, это называлось «греть Христа», ведь Он именно этой ночью родился в холодных яслях. В наше время, конечно, сложновато устроить костер у многоэтажки, но если сделать это технично, предупредить (пригласить) соседей, установить мангал, походный стол и жарить шашлыки... Да кто ж откажется от такого праздника?
А тем более это раздолье для такого празднования Рождества у гордых владелиц частного дома или зимней дачи. Приглашайте подруг, одевайтесь потеплее и отправляйтесь на улицу греть и славить Христа, праздновать светлый праздник, жарить шашлыки и прочие «лесные» мясные вкусности, а еще гадать по снегу, на дрова, на тени, на прохожих, на башмак и вообще на массу того, на что просто невозможно гадать сидя дома, для чего нужны луна и снег, и ветер, и тучи, и пляска теней от огня на стене дома и света не снегу!
Некоторые дни в течение Святок отмечали особо. Например, 14 января (старый Новый год). В народе четырнадцатое января называлось Васильевым днем. А поскольку Васильев день по старому стилю приходился на Новый год, то многие приметы этого дня распространились на весь год, и поэтому в этот день гадали, вызнавая судьбу «помесячно». Можно было гадать, записывая (запоминая) события дня (каждые два часа — месяц), а можно было гадать, скажем, на воске: «Покажи, что в январе меня ждет?» «Покажи, что в феврале меня ждет?» и т. д.
Правда, на Руси отмечали не сам Васильев день, а вечер накануне его — он назывался щедрым, Васильевым вечером. Честности ради надо сказать, что и наш «родной» Новый год мы празднуем обычно накануне 31 декабря и всю ночь на 1 января, а день первого января почти у всех — «отсыпной». Так что традиция, оказывается, вон откуда тянется!
Святого Василия Великого, или Василия Кесарийского, считали в нарде покровителем свиней. В эти морозные дни повсюду в деревнях резали скот, кололи свиней, били птицу к праздничному столу и про запас. Дни были сытые, мясные. И по странной логике называли Васильев день свиным праздником. Хотя понять народ, в принципе, можно: мясо по морозу хранится долго, а корма надо приберечь для молочного скота и овец. Тем более, столько постились!
Во время Васильева вечера блюдом дня был «кесарийский» поросенок. У богатых людей всю неделю после Рождества на стол ставили свиную голову (и чем они зажиточнее, тем голова свежее, а это значит, что кололи до двенадцати свиней за Рождество).
Во многих местностях в этот день был второй «приступ колядования», дети и молодые девушки, юноши (иногда ряженые, а иногда просто нарядные) ходили по домам, горстями сыпали на пол зерно и приговаривали: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю». По старинному поверью, это должно было принести благополучие хозяевам и богатый урожай в наступившем году, особенно если они соберут святочное зерно и смешают его с посевным. С точки зрения генетики это совершенно разумные действия, пополняющие генофонд злаков. Осыпали зерном и детей, а иногда и молодух, сыгравших в прошлом году свадьбу.
День перед Рождеством считался Рождественским сочельником, или сочевником, так как в это время постятся. Едят только сочиво, т. е. постную кашу (иногда так называют всю сырую пищу и овощи). В этот день (до первой вечерней звезды, но чаще — до окончания праздничной трапезы) недозволительны шумные игры, сборища и гадания, кроме того, предусмотрен строгий пост. Со звездой садятся за стол, на котором главное блюдо — сочиво (постная пшеничная кутья). Зато ночь под Рождество — время всевозможных гаданий.
Прежде в деревнях и даже городах посреди улиц, а раньше — вообще возле каждого дома жгли костры, это называлось «греть Христа», ведь Он именно этой ночью родился в холодных яслях. В наше время, конечно, сложновато устроить костер у многоэтажки, но если сделать это технично, предупредить (пригласить) соседей, установить мангал, походный стол и жарить шашлыки... Да кто ж откажется от такого праздника?
А тем более это раздолье для такого празднования Рождества у гордых владелиц частного дома или зимней дачи. Приглашайте подруг, одевайтесь потеплее и отправляйтесь на улицу греть и славить Христа, праздновать светлый праздник, жарить шашлыки и прочие «лесные» мясные вкусности, а еще гадать по снегу, на дрова, на тени, на прохожих, на башмак и вообще на массу того, на что просто невозможно гадать сидя дома, для чего нужны луна и снег, и ветер, и тучи, и пляска теней от огня на стене дома и света не снегу!
Некоторые дни в течение Святок отмечали особо. Например, 14 января (старый Новый год). В народе четырнадцатое января называлось Васильевым днем. А поскольку Васильев день по старому стилю приходился на Новый год, то многие приметы этого дня распространились на весь год, и поэтому в этот день гадали, вызнавая судьбу «помесячно». Можно было гадать, записывая (запоминая) события дня (каждые два часа — месяц), а можно было гадать, скажем, на воске: «Покажи, что в январе меня ждет?» «Покажи, что в феврале меня ждет?» и т. д.
Правда, на Руси отмечали не сам Васильев день, а вечер накануне его — он назывался щедрым, Васильевым вечером. Честности ради надо сказать, что и наш «родной» Новый год мы празднуем обычно накануне 31 декабря и всю ночь на 1 января, а день первого января почти у всех — «отсыпной». Так что традиция, оказывается, вон откуда тянется!
Святого Василия Великого, или Василия Кесарийского, считали в нарде покровителем свиней. В эти морозные дни повсюду в деревнях резали скот, кололи свиней, били птицу к праздничному столу и про запас. Дни были сытые, мясные. И по странной логике называли Васильев день свиным праздником. Хотя понять народ, в принципе, можно: мясо по морозу хранится долго, а корма надо приберечь для молочного скота и овец. Тем более, столько постились!
Во время Васильева вечера блюдом дня был «кесарийский» поросенок. У богатых людей всю неделю после Рождества на стол ставили свиную голову (и чем они зажиточнее, тем голова свежее, а это значит, что кололи до двенадцати свиней за Рождество).
Во многих местностях в этот день был второй «приступ колядования», дети и молодые девушки, юноши (иногда ряженые, а иногда просто нарядные) ходили по домам, горстями сыпали на пол зерно и приговаривали: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю». По старинному поверью, это должно было принести благополучие хозяевам и богатый урожай в наступившем году, особенно если они соберут святочное зерно и смешают его с посевным. С точки зрения генетики это совершенно разумные действия, пополняющие генофонд злаков. Осыпали зерном и детей, а иногда и молодух, сыгравших в прошлом году свадьбу.